НПЦИиОМ Образ Здоровья
Записаться
О центре
Лечение
Информатика
Диагностика
Обучение
Наши технологии
Научные публикации
Лицензии
Пресса о нас
Отзывы пациентов
Видео
Прайс-лист
Вакансии
Вопросы - ответы
Наши координаты

 

 

 

 

 

статья
 
Фармагеддон медицины и новая философия здоровья

С начала 90-х годов в России в результате перемен в экономической и политической жизни произошло резкое ухудшение качества здоровья населения. Отражением этих процессов, которые получили название социально-психологический стресс, стало резкое сокращение продолжительности жизни, рост алкоголизма, наркомании, числа инфарктов, инсультов, суицидов, психических заболеваний. (1)
 
В то же время увеличение числа психически больных, алкоголиков, наркоманов, токсикоманов и инвалидов обусловливает рост общественно опасных действий. Структура правонарушений стала характеризоваться значительной долей преступлений против личности (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования). Многие больные из-за безысходности, не имея жизненных перспектив и достаточной помощи, заканчивают жизнь самоубийством. За последние 5 лет их число увеличилось почти в 2 раза. Так, по данным НИЦ профилактической медицины основными факторами снижения продолжительности жизни явились безысходность – 16%, социально-экономические параметры-14%, озлобленность – 70%.
 
Сложившаяся система здравоохранения концептуально и методологически не предназначена выполнять функции восстановления здоровья в силу нозологической нацеленности на диагноз и лечение заболеваний, преимущественно телесного уровня. Зарождающаяся психологическая служба также не решает поставленных задач, поскольку работает также как и медицина по факту обращения за помощью, когда проблема уже сформировалась. Нынешний уровень санитарно-гигиенических, а особенно психогигиенических знаний, населения чрезвычайно низок. Существовавшая ранее система санпросвета в постсоветское время была практически разрушена. По данным ВОЗ состояние здоровья людей на 55 процентов зависит от их образа жизни, мировоззрения, собственных усилий, профилактики и соблюдения элементарных правил гигиены и лишь на 10-15 процентов – это заслуга медицинских учреждений.
Небезынтересным является факт, что на фоне растущих затрат на здравоохранение отмечается также рост заболеваемости хронических неинфекционных («болезней цивилизации») и ряда инфекционных заболеваний – туберкулез, заболевания передающиеся половым путем и т.д. Впечатление такое, что бесплатной медицине больные не нужны. В то же время можно сказать, что платной медицине не нужны люди здоровые. Эти неутешительные выводы наталкивают на мысль, что пришла пора менять парадигму мышления всей медицины и формировать подходы к новой медицине – сознательной медицине или медицине образа жизни.
 
В «Концепции развития здравоохранения до 2020 года», говорится, что «Сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни».
Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не только и не столько развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.
Здоровый образ жизни – это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. Понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека.
 
Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его здоровому образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением, другими словами – его мировоззрением и стилем мышления.
Хорошо выполняет мышление свою функцию – человек благополучен, успешен, психически и физически здоров. Такое мышление доктор психологических наук Ю. М. Орлов назвал – саногенным, порождающим благополучие и здоровье.
 
Первой ступенью решения проблемы формирования саногенного мышления, на наш взгляд, является обучение людей навыкам саморегуляции эмоциональной сферы, позволяющее им стравляться со стрессами, с которыми они сталкиваются в своей жизни. В своей повседневной работе в качестве целевой группы мы выбрали людей «помогающих» профессий, т.к. их работа непосредственно связана с другими людьми, и их эмоциональное, физическое и психическое состояние воздействует на других, невольно им передается. Вместе с тем, именно эта категория людей (педагоги, врачи, юристы, соцработники) в наибольшей степени подвержена стрессу, нередко следствием которого являются психосоматические заболевания. Многие из них подвержены также «синдрому эмоционального выгорания».
 
Каким образом можно решить поставленную проблему?
Мы исходим из утверждения, что причина недомогания человека находится в самом человеке, в его мышлении, точнее в стиле мышления. В свою очередь, стиль мышления – это привычный способ, реагирования на возникающее эмоциональное переживание. Вся жизнь людей является сменой состояний и переживаний. На сложившуюся ситуацию человек реагирует выработкой эмоции. Эмоциональные проявления человека разнообразны: обида, вина, стыд, гнев, зависть, оскорбление и т.д. или радость, спокойствие, умиротворение и экстаз и пр. Возникающее отрицательное переживание на ситуацию и составляют основу эмоционального стресса. Оно терзает и истощает душу человека. Воспроизводя в повторяющихся ситуациях переживания обиды, человек становится обидчивым, воспроизводя гнев, становится агрессивным, воспроизводя вину – постоянно виноватым, воспроизводя стыд – чувствует свою неполноценность. Спасение от терзания эмоций человеку нигде нет. По этому поводу в народном фольклоре существует много пословиц и поговорок. Например, кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. Кричать будешь меньше – проживёшь дольше. На сердитых воду возят, а на дутых – кирпичи. Кто собой не управит, тот и другого на разум не наставит. Кто зря сердит, у того голова болит. Воспроизведение одних и тех же эмоций в разных ситуациях обусловлены автоматизмами мышления. Автоматизмы мышления воспроизводятся сами по себе в виде отрицательных переживаний. Эти автоматизмы кажутся непреодолимой силой, управляющей человеком, и человек вынужден ей подчиниться. Такой стиль мышления является обыденным или патогенным.
 
Концепцию саногенного мышления предложил доктор психологических наук Ю.М. Орлов. Он разработал методику, позволяющую осознать автоматизмы мышления, ослабить и прекратить стресс, вызванный той или иной эмоцией. Человек, овладевший методикой, способен справляться с эмоциональным стрессом за 2-3 минуты и тем самым сохранить свое душевное равновесие, в сложившихся условиях.
 
Апробация методики Ю.М.Орлова в условиях амбулаторного приема частного медицинского центра показала, во-первых, высокую эффективность на практике, и во-вторых, в общении с пациентами выяснилось полное отсутствие знаний о связи мышления и состояния здоровья и умения управлять своей эмоциональной сферой у подавляющего большинства населения. По нашим данным среди всех пациентов терапевтического профиля обращавшихся за медицинской помощью за последние 12 лет, доля лиц имеющих отчетливый психосоматический компонент составила более 80%. В связи с этим и возникла мысль о популяризации этой концепции среди различных социальных слоев вне амбулаторного приема.
 
Эта мысль, оказалась в полном резонансе с программным докладом президента Профессиональной психотерапевтической лиги проф.Макровым В.В., высказанном на Международном конгрессе «Интегративные процессы в психотерапии и консультировании. Психотерапия здоровых. Медиация », состоявшимся 7-9.10.11 г в г.Москва.
« С точки зрения организации профессии можно выделить несколько уровней применения психотерапии в обществе. Из которых особенно важны три : начальный, консультативный и психотерапевтический. Сегодня психотерапевтический уровень применения широко известен и распространён не только в странах Запада, уже по всему миру. Консультативный уровень в ряде стран выделен в отдельную специальность - психологическое консультирование, коучинг, практическая психология; в других странах развивается внутри психотерапии. Начальный уровень- по сути являющийся психологическим просвещением и психологическим воспитанием передан за пределы нашей профессии. Правильно ли это? Так сложилось исторически, что в ХХ столетии были раскрыты и переданы в общество многие знания из различных областей психологии. В текущем ХХ1 веке их уже недостаточны. Широкому кругу просвещённых граждан, для их эффективного функционирования на производстве и проживания счастливой жизни необходимы психотерапевтические знания и умения. Эти знания и умения могут передать специально подготовленные в области психотерапии врачи и психологи. Многие, можно уверенно констатировать- большинство направлений психотерапии, располагает возможностями эффективно работать со здоровыми людьми. Нам важно использовать эти большие возможности нашей профессии ». (2)
 
Но у этого, безусловно актуального, направления новой философии здоровья. есть одна немаловажная сложность -ментальность российского человека не приемлет «признания своей слабины» и обращения за помощью к специалистам, имеющим приставку –ПСИ. Еще одним моментом, препятствующим популярности психотерапевтических методов и специалистов, является тот факт, что психотерапия является по существу одной из самых высокоинтеллектуальных областей медицины. А у нас, как известно, «умников» не очень-то любят.
 
Приходится констатировать непреложный факт, что при практически всенародной потребности в массовой психопрофилактике, психогигиене и формированию стрессоустойчивой личности понимание необходимости в психологическом консалтинге является уделом относительно узкого круга высокообразованных людей среднего и вышесреднего достатка. И даже осознание этой потребности не часто ведет к практическим шагам по взаимодействию со специалистами. Также очевидно, что бесконтрольное употребление седативных препаратов, транквилизаторов не решает обозначенной проблемы купирования избыточного стрессового напряжения.
Однако, при оптимистичном отношении к жизни вообще и к профессии в частности, поисковой активности, всегда находится выход. И он оказался как нельзя кстати, причем не внутри медицины, а вне ее. Для того чтобы продвигать некий товар, продукт или услугу в широкие массы, предложить их населению существуют технологии социального маркетинга. В большинстве случаев цель социального маркетинга — способствовать улучшению жизни отдельного человека и общества в целом. Последние достижения в медицине, диагностических технологиях, IT-коммуникациях, охране окружающей среды и пропаганде здорового образа жизни открывают возможности передачи новой ценной информации избранным целевым аудиториям и широкой публике. Среди ряда отечественных производителей медицинской техники нашлась Зеленоградская компания, которая выпускает приборы медицинского назначения серии ДЭТА (метод низкочастотной электромагнитной терапии), относящиеся к категории «домашняя медицина». Хотя они давно и успешно используются в сотнях лечебно-профилактических учреждений, где проходили многочисленные клинические испытания достоянием широких народных масс они все еще не стали, хотя безусловно заслуживают этого.
 
Мы их начали использовать в качестве вспомогательного средства, позволяющее усиливать эффект от занятий по саногенному мышлению (СМ).
 
Семинар по СМ структурно состоит из 6 занятий. На первом каждый слушатель обучается базовому упражнению, под условным названием «Чувство покоя». Смыслом этого занятия является достижение состояния глубокой физической релаксации и ментального безмолвия за счет выполнения определенной последовательности умственных упражнений. Затем это состояние закрепляется с помощью медитативной графики-рисунка и при 5-10 минутном созерцании этого рисунка в следующие дни недели, по вечерам перед сном –достижение состояния внутреннего покоя становится делом 1-2 минут, т.е. этот навык закрепляется и становится автоматизированным. В дальнейшем он становится крайне необходимым инструментом преодоления любого стресса, особенно в совокупности с умением саногенной переработки 5 основных психотравмирующих эмоций – обиды, вины, стыда, страха и гнева. Этим темам посвящены остальные занятия, которые проводятся 1 раз в неделю. Во время 3-х часового занятия участник семинара нейтрализует какую-либо эмоциональную ситуацию (из своего прошлого эмоционального багажа) вместе со специалистом, отвечая письменно на ряд четко сформулированных вопросов, которые ведут его мысль в строго заданном направлении, результатом чего является освобождение негативного эмоционального заряда, находящегося в недрах сознания и тела человека. Ведь мы переживаем всем телом и неотреагированные и пережитые негативные эмоции фиксируются в нашем теле в виде спазмов гладкой и скелетной мускулатуры, нарушая функции внутренних органов, микроциркуляцию становясь фундаментом будущих физических проблем. Остающийся конспект –алгоритм саногенного размышления психотравмирующей ситуации является основой для выполнения домашнего задания по пройденной теме. Самостоятельная проработка (ведение дневника) эмоций по заданной теме формирует автоматизированный навык практически мгновенной нейтрализации вновь возникающих негативных эмоций в повседневной жизни и деятельности. Таким образом, формируется стрессоустойчивая личность, позитивно относящаяся к жизни. Параллельно, у всех участников семинаров отмечено существенное улучшение физического здоровья по всем параметрам (нормализация сна, работоспособности, уровня АД, сахара и т.д.) функциональных и энергетических резервов, межличностных отношений в семье и коллективе, уменьшение биологического возраста.
 
Нами также использовался портативный прибор ДЭТА-РИТМ 13 с программой «Антистресс». (4) Его применение обсловлено тем, что, во-первых, люди привыкли к медицинскому вмешательству в вопросах здоровья и больше доверят лекарствам, приборам, врачам, чем самим себе, во-вторых, прибор обладает полевым дистанционным действием и способен воздействовать на группу людей и, в-третьих, действие прибора усиливает результативность работы психолога - инструктора в несколько раз. Даже однократный сеанс, длительностью 40 минут, дает от 50 до 250% снижение уровня стресса по данным объективного инструментального тестирования с помощью программно-аппаратного комплекса Омега-М (5), который очень удобен для проведения не только единичных обследований и экспериментов, но и весьма полезен для скрининговых исследований состояния здоровья.
 
Портативный прибор ДЭТА РИТМ 13 не имеет мировых аналогов и разработан на основе сочетания современного мирового опыта достижений в области воздействия на человека специфическими частотами по методикам доктора Клаусса (Ханау), доктора Неске (Франкфурт) и доктора Фолля (Плохинген), К. Силлинга, О. Коллмера, Пауля - Шмидта и метода воздействия слабыми электромагнитными полями.
 
Особую ценность, предоставляет возможность воздействовать на организм человека без нарушения энергоинформационного равновесия как в целом , так и локально (через зону проекции органа).
 
Пройдя необходимые клинические испытания и апробацию более чем в ста медицинских учреждениях России, прибор получил высокую оценку Минздрава РФ.
 
Клиническая эффективность полевой терапии составляет более 85 % при лечении, в том числе:
• заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертония, стенокардия, тахикардия, отёки, варикозное расширение вен и т.д.),
• эндокринных нарушений,
• заболеваний почек (пиелонефрит, почечные колики и т.д.),
• заболеваний мочеполовых путей,
• урологических заболеваний (аденома предстательной железы, простатит и т.д.),
• желудочно-кишечных заболеваний,
• заболеваний лёгочной системы (бронхит, астма, отёк легких, пневмония и т.д.),
• головных болей различного генеза,
• заболеваний центральной и периферической нервной системы,
• гинекологических заболеваний,
• ангины, ларингита, отита и многих других.
• стрессовые состояния различного происхождения
Отличительной особенностью данной модели является наличие автоматических программ для курсового лечения.
 
Приборы хорошо зарекомендовали себя для профилактики множества соматических заболеваний, стрессов, перенапряжения, усталости и прочее. Их применение рекомендуются •при наличии нагрузок, требующих физического, умственного и психоэмоционального напряжения, усиленного внимания, характерных для работников, в числе которых:
* пожарные, сотрудники спасательных служб, системы МЧС и силовых структур;
* врачи, юристы, педагоги, банкиры, работники дипломатических служб.
Радиус действия аппарата позволяет использовать его для коллективного сеанса. Позитивный эффект ощущается уже после 1 сеанса. По мере усвоения навыков саногенного мышления и психофизической релаксации каждым участником тренинга «Искусство переработки переживаний» необходимость повседневного использования прибора ДЭТА-РИТМ 13 уменьшается.
 
Кроме того, нам удалось при непосредственном содействии кафедры филологического образования Московского института открытого образования разработать и реализовать курс повышения квалификации педагогов «Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве школы» (72 часа), где основной упор был сделан не только на ознакомление с современными взглядами и подходами на проблему сохранения здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса, а на практическое освоение наиболее эффективными приемами и новыми информационными технологиями .
Одной из целей курса было обучение педагогов приемам СМ с целью достижения персональной стрессоустойчивости, повышения уровня психофизического здоровья, улучшения морально-психологического климата в семье и трудовом коллективе, информированности в области современных подходов в области поддержания здоровья, предупреждения эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагогов, а также формирования у них устойчивой мотивации к укреплению собственного здоровья. Занятия проводились с выборочным мониторингом уровня здоровья с помощью комплекса Омега-М до и после вышеозначенных курсов. В целом картина выглядела однотипно: практически все участники цикла переподготовки, за редким исключением, имели низкие резервы адаптации, высокие уровни напряжения механизмов регуляции и стресс-индексы, что соответствовало крайним степеням психоэмоционального напряжения и переутомления. О каком улучшении здоровья наших школьников можно рассуждать, если практически все учителя (хоть это заявление можно посчитать и не вполне корректным) длительное время (годы) находятся в состоянии выраженного стресса? Последующие замеры показали выраженную положительную динамику измеряемых показателей, что вполне совпадало с субъективными ощущениями занимающихся, которые осваивали практические навыки с большим энтузиазмом и благодарностью.
 
Выводы:
1. Современная медицинская парадигма, ориентированная в основном на медикаментозное лечение проблем телесного уровня не имеет перспектив.
2. Новая философия здоровья своей основной мишенью должна ставить здоровье и его восстановление на всех уровнях, прежде всего энергоинформационном, духовно-психологическом, и только потом физическом.

Список литературы:
1. И. А. Гундаров Ощественные науки и современность М. 2001 • № 5
2. Макаров В.В., Макарова Е.В.Три уровня взаимодействия в психотерапии., Профессиональная психотерапевтическая газета, выпуск №10, 2011.
3. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
4. Портативные приборы электромагнитной терапии "ДЭТА" = это жизнь без болезней и лекарств. Медицинская картотека. 2001 №12
5. European Heart Journal, Mar. 1996, vol. 17, p. 354-381

 
Резюме:
В статье рассматриваются некоторые проблемы здравоохранения в связи с имеющейся доминирующей парадигмой. Раскрывается опыт функционирования частного медицинского центра, использующего немедикаментозные методы восстановления здоровья. Сочетание психотерапевтических, психолого-педагогических и иструментально-корригирующих методов восстановительной медицины позволяют в кратчайшие сроки, малозатратно, эффективно обеспечить восстановление здоровья в амбулаторной практике большинству лиц, имеющих психосоматическую патологию. Поддерживается идея смещения акцента усилий на охрану здоровья здоровых и психотерапию здоровых.
 
Семений Александр Тимофеевич, НПЦИиОМ «Образ Здоровья»
 

 

 

  info@lido-zel.ru г. Зеленоград

(c) 2002 Produced by ПоЛе дизайн 

Рейтинг@Mail.ru Каталог зеленоградских интернет-ресурсов